Словарь по изобразительному искусству.
На страницах размещены справочные данные по различным видам искусства: живописи, керамике, графике, декоративно - прикладному искусству; рассмотрены основные направления и термины изобразительного искусства, встречающиеся на страницах сайта.

На главную
On the main

Галерея картин А.Елизарэ
Gallery of pictures
Биография Художника
Biography Of The Artist
Роман А.Елизарэ
Roman artist Elizare
Поэзия А.Елизарэ
Poetry A.Elizare
Контакты с Художником
Contacts

КЛАССИЦИЗМ.


АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРД)
АКАДЕМИЗМ
АКВАРЕЛЬ
АКВАТИНТА
АМПИР
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
АРТ ДЕКО
АРХАИКА
БАРОККО
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
ГИПЕРРЕАЛИЗМ
ГЛАЗУРЬ
ГОТИКА
ГРАВЮРА
ГРАФИКА
ГРУНТ
ДИЗАЙН
ЖИВОПИСЬ
ЖИЛЛОТАЖ
ИМПРЕССИОНИЗМ
КАРАНДАШ
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА
КЕРАМИКА
КЛАССИЦИЗМ
КОМПОЗИЦИЯ
КОНСТРУКТИВИЗМ
КУБИЗМ
ЛИТОГРАФИЯ
МАНЬЕРИЗМ
МИНИАТЮРА
МОДЕРН. МОДЕРНИЗМ
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
НАТЮРМОРТ
НЕОКЛАССИЦИЗМ. НЕОКЛАССИКА
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА
ОЛЕОГРАФИЯ
ОРНАМЕНТ. ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОФОРТ
ПАСТЕЛЬ
ПЕЙЗАЖ
ПЕРЕДВИЖНИКИ
ПОРТРЕТ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПРИМИТИВИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕЗЕРВАЖ
РИСУНОК
РОКОКО
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНТИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
ФАЯНС
ШАМОТ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭТЮД



КЛАССИЦИЗМ. (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.

Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.). В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен). Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым. Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании (Ж. Л. Давид).

Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э Фальконе, Ж Гудон). Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см. ампир). Русский классицизм во второй половине XVIII - начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина, скульптуры М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса, картины А Лосенко, А Иванова и др. С конца XIX в для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму.

Стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы – использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности.

Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства.

Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций. Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса. Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение жанров на “высокие” и “низкие”. К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”. Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон). Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Дополнительно: НЕОКЛАССИЦИЗМ. НЕОКЛАССИКА

Давид, Жак-Луи. Переход Наполеона через Альпы. 1800. 271x232 см. Холст, масло.
Классицизм. Франция

Давид, Жак-Луи. Клятва Горациев. 1784. 330x425 см. Холст, масло.
Классицизм. Франция

Давид, Жак-Луи. Портрет дочерей Жозефа Бонапарта. 1822. 130x100 см. Холст, масло.
Классицизм. Франция



Хостинг от uCoz