Словарь по изобразительному искусству.
На страницах размещены справочные данные по различным видам искусства: живописи, керамике, графике, декоративно - прикладному искусству; рассмотрены основные направления и термины изобразительного искусства, встречающиеся на страницах сайта.

На главную
On the main

Галерея картин А.Елизарэ
Gallery of pictures
Биография Художника
Biography Of The Artist
Роман А.Елизарэ
Roman artist Elizare
Поэзия А.Елизарэ
Poetry A.Elizare
Контакты с Художником
Contacts

НЕОКЛАССИЦИЗМ. НЕОКЛАССИКА.


АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРД)
АКАДЕМИЗМ
АКВАРЕЛЬ
АКВАТИНТА
АМПИР
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
АРТ ДЕКО
АРХАИКА
БАРОККО
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
ГИПЕРРЕАЛИЗМ
ГЛАЗУРЬ
ГОТИКА
ГРАВЮРА
ГРАФИКА
ГРУНТ
ДИЗАЙН
ЖИВОПИСЬ
ЖИЛЛОТАЖ
ИМПРЕССИОНИЗМ
КАРАНДАШ
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА
КЕРАМИКА
КЛАССИЦИЗМ
КОМПОЗИЦИЯ
КОНСТРУКТИВИЗМ
КУБИЗМ
ЛИТОГРАФИЯ
МАНЬЕРИЗМ
МИНИАТЮРА
МОДЕРН. МОДЕРНИЗМ
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
НАТЮРМОРТ
НЕОКЛАССИЦИЗМ. НЕОКЛАССИКА
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА
ОЛЕОГРАФИЯ
ОРНАМЕНТ. ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОФОРТ
ПАСТЕЛЬ
ПЕЙЗАЖ
ПЕРЕДВИЖНИКИ
ПОРТРЕТ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПРИМИТИВИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕЗЕРВАЖ
РИСУНОК
РОКОКО
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНТИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
ФАЯНС
ШАМОТ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭТЮД



"НЕОКЛАССИКА" - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19—20 веков, которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

Возникновение неоклассицизма, как программного обращения к искусству прошлого, обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания.

В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных 6ольшей частью, с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 года, и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х годов; второй, захвативший в основном 30-е годы; третий, начавшийся в конце 50-х годов. В первый период, логика организации классической формы и её лаконизм, были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля "модерн". В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенно рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.).

В русской архитектуре 1910-х годов преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910—30-х годов развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью. Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х—начала 50-х годов, а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества. В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и другие) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии.

С конца 50-х годов неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве — Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е годы, архитекторы: Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.

В изобразительном искусстве термин "неоклассицизм" охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Впервые, как относительно целостное явление, он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х годов), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления "хаоса" действительности. Для неоклассицизма конца 19—начала 20 века, распространившегося в качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже — искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой "модерна".

Термин "неоклассицизм" в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца 19—1-й половины 20 века, как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии. К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, 3. Н. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России.

Причастность к неоклассицизму обнаруживают и некоторые течения в изобразительном, искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: "новая вещественность" в Германии и регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, "неоэнгриэм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью. Так же, как и в архитектуре, арсенал художественных средств неоклассицизма, использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных образов, воплощавших культ силы и "сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

Дополнительно: КЛАССИЦИЗМ



Хостинг от uCoz