Словарь по изобразительному искусству.
На страницах размещены справочные данные по различным видам искусства: живописи, керамике, графике, декоративно - прикладному искусству; рассмотрены основные направления и термины изобразительного искусства, встречающиеся на страницах сайта.

На главную
On the main

Галерея картин А.Елизарэ
Gallery of pictures
Биография Художника
Biography Of The Artist
Роман А.Елизарэ
Roman artist Elizare
Поэзия А.Елизарэ
Poetry A.Elizare
Контакты с Художником
Contacts

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА.


АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРД)
АКАДЕМИЗМ
АКВАРЕЛЬ
АКВАТИНТА
АМПИР
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
АРТ ДЕКО
АРХАИКА
БАРОККО
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
ГИПЕРРЕАЛИЗМ
ГЛАЗУРЬ
ГОТИКА
ГРАВЮРА
ГРАФИКА
ГРУНТ
ДИЗАЙН
ЖИВОПИСЬ
ЖИЛЛОТАЖ
ИМПРЕССИОНИЗМ
КАРАНДАШ
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА
КЕРАМИКА
КЛАССИЦИЗМ
КОМПОЗИЦИЯ
КОНСТРУКТИВИЗМ
КУБИЗМ
ЛИТОГРАФИЯ
МАНЬЕРИЗМ
МИНИАТЮРА
МОДЕРН. МОДЕРНИЗМ
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
НАТЮРМОРТ
НЕОКЛАССИЦИЗМ. НЕОКЛАССИКА
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА
ОЛЕОГРАФИЯ
ОРНАМЕНТ. ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОФОРТ
ПАСТЕЛЬ
ПЕЙЗАЖ
ПЕРЕДВИЖНИКИ
ПОРТРЕТ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПРИМИТИВИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕЗЕРВАЖ
РИСУНОК
РОКОКО
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНТИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
ФАЯНС
ШАМОТ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭТЮД

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА. Одна из значительных школ в развитии древнерусского искусства второй половины XII-XV веков. После восстания 1136года в Новгороде возникла богатая, сильная республика, где власть князя ограничивало народное вече. Великолепные храмы, иконы, фрески, произведения прикладного искусства и книжной миниатюры отражают высокий уровень культуры, достигнутый Новгородским государством.

Шедевры раннего новгородского зодчества - церкви Благовещения в Аркажах (1189), Святого Георгия в Старой Ладоге (1160-80-е) и Спаса на Нередице (1199, не сохранилась) - отличаются простотой и ясностью планов. Они выглядят приземистыми, тяжеловатыми, однако удивительно пластичными, органично связанными с равнинным северным пейзажем. Интерьеры новгородских храмов богато расписаны фресками.

В живописи новгородской школы XII- XIII веков прослеживаются два направления. Одно, связанное с византийскими традициями, отличается изысканностью, тонкостью письма, величавостью образов, гармоничным неярким колоритом (фрески храмов в Старой Ладоге и Аркажах). К этому направлению относятся также монументальные иконы больших размеров ("Устюжское Благовещение", "Голова Архангела", обе XII век; "Успение Богоматери", XIII век, и другие). Монументальные новгородские иконы с их возвышенными образами, гармоничным линейным ритмом, немного сумрачным колоритом - явление уникальное.

Другое направление новгородской живописи ближе к национальным, народным корням и традициям. Оно прослеживается и в монументальных фресковых росписях (храм Спаса на Нередице), и в памятниках иконописи ("Иоанн Лествичник, Георгий и Власий", XIII век, и другие). Образы святых здесь не так возвышенны и неприступны, они проще, живее, добрее.

Более простым и ярким становится колористическое решение. В XIV-XV веках. В Новгороде шло интенсивное строительство храмов (церкви Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле,1352; Федора Стратилата, 1361; Спасо-Преображенский собор, 1374, и другие).

Новгородские храмы, отличаются монументальностью архитектурного облика. На это время приходится и период расцвета новгородской живописи. Заметное влияние на мастеров Новгородской школы оказали работы выходца из Византии Феофана Грека. В Новгороде Феофан расписал Спасо-Преображенский собор (1378 год). Его темпераментная, сильная живопись с выразительным контуром фигур и резкими светлыми бликами, акцентирующими внимание на чертах лица, умение передавать в облике изображенных внутреннее состояние произвели огромное впечатление на русских живописцев. Под воздействием его искусства выполнены фрески церквей Федора Стратилата (1370-е) и Успения на Волотовом поле (не сохранились). Другие росписи (церкви Спаса на Ковалеве, 1380 год; Рождества на кладбище, 1390-е) обнаруживают связь Новгородской школы с грузинскими и особенно сербскими традициями.

В иконописи XIV-XV веков ощутимо сильное воздействие народного творчества. Это сказалось в любви художников к ярким локальным краскам, а также в переосмыслении образов христианских святых, трансформированных в духе традиционных народных верований. Так, особенно любимый новгородцами образ святого Георгия приобретает черты сказочного королевича.

Особенность новгородских икон состоит в наполнении эпизодов Священного Писания бытовыми подробностями, в изображении реальных лиц (семья на иконе "Молящиеся новгородцы", 1467) или целых исторических эпизодов ("Битва Суздальцев с Новгородцами", конец XV века).

До нас дошли также великолепные образцы новгородского художественного шитья, резьбы по дереву, книжной миниатюры, в которой новгородцы выработали своеобразный стиль украшения инициалов, предполагающий сочетание человеческих фигур и фантастических животных.



Хостинг от uCoz