ДИЗАЙН. (Англ. design - проектировать, чертить, а также проект, план, рисунок) - термин, обозначающий вид творческой проектной деятельности, направленной на совершенствование окружающей человека предметной среды.
Дизайн сродни декоративно-прикладному искусству. Но если задача последнего - создание единичных художественно оформленных предметов быта, то проблемы дизайна значительно шире и сложнее - конструирование и внешнее оформление массовых предметов быта, а, кроме того, предметов производства, орудий труда, технических приспособлений, предметов жилого и производственного интерьера и мн. др.
В целом можно различить три вида дизайна.
Первый, самый распространенный, относится к промышленным изделиям (от станков и машин до предметов одежды и домашней утвари).
Второй связан с миром графики: с рекламой, плакатом, оформлением книги - словом, со всеми - зрительными средствами информации.
Третий вид дизайна касается архитектуры. Дизайнеры этого типа занимаются организацией и оформлением внутреннего пространства, где каждый предмет гармонирует с другими и сочетается с общей конструкцией здания.
Создавая проект конкретного предмета, художник-дизайнер должен учитывать технические возможности предприятия, на котором будет изготавливаться его изделие. Добиваясь максимального удобства в пользовании будущим предметом, художник конструирует его форму, выбирает размер и объем, предлагает материал для изготовления этого предмета в серийном производстве, подбирает цвет или сочетание цветов, отвечающее функции предмета и одновременно придающее ему внешнюю привлекательность. Чтобы успешно решить все эти задачи, художник консультируется со специалистами - инженерами, психологами, менеджерами, изучающими реакцию покупателей на будущий товар.
Произведения дизайнерского искусства являются отражением стиля (моды) своего времени.
Современный дизайн зародился в начале XX века; таким образом, это относительно молодой вид творчества. Родиной его считается Германия.
Дизайн. История русского дизайна.
Создание предметного мира - одна из древнейших сфер художественного творчества. Уже на заре цивилизации, одновременно с совершенствованием первых орудий труда, предметов обихода формируются ранние формы художественного осмысления окружающего мира, преобразуемого человеком.
На протяжении всей истории человечества развиваются различные техники художественной обработки изделий, осваиваются новые материалы, расширяется сфера деятельности художника, усложняются его задачи.
Особенности формы, орнамента, фактуры, цвета в изделиях разных народов неразрывно связаны со своеобразием их хозяйства, образа жизни, обычаев, культуры, с особенностями климатических условий, видами местных материалов и так далее. Поэтому специфика развития русского дизайна неразрывно связана с русской национальной культурой, историей, особенностями природно-климатических условий нашей страны.
Русский дизайн.
Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в эпоху палеолита художественная деятельность первобытного человека проявляется не только в изобразительном творчестве (наскальные рисунки, пластика), но и в изготовлении и оформлении утилитарных предметов - орудий труда, бытовой утвари.
В процессе совершенствования продуктов труда, постижения свойств разнообразных материалов, освоения способов и приемов обработки, отбора из них наиболее экономных, эффективных возникали первые представления о красоте изделий, формировалось универсальное эстетическое чувство человека.
Первобытные охотники, применявшие только грубые каменные инструменты, уже пытались украсить свои изделия из кости и рога простым орнаментом или изображениями животных, вырезать примитивные костяные статуэтки. Эти древние формы искусства тесно связаны с поклонением силам природы и применялись при совершении магических ритуалов. Таково, например, «Изображение оленя. Пещерная роспись. Палеолит». Именно в эту эпоху появился первый орнамент, который стал средством художественно- образного украшения предметов. Появление орнамента связано с развитием технологии обработки различных природных материалов - камня, кости, глины.
Изобразительная символика русского орнамента зачастую была связана с религиозными представлениями славян, с языческими культами, на которые впоследствии наложилось христианское мировоззрение. Ни один элемент орнамента не был случаен, каждая черточка, каждый образ что-то обозначали.
Уникальным явлением в русском орнаментальном искусстве был растительно-геометрический плетеный орнамент. В VIII-X веках искусно декорировались самые разные изделия. Художественная техника отличалась многообразием. Поскольку Русь была по преимуществу лесной страной, дома строились из дерева, очень многие предметы быта так же изготовлялись из древесины.
Например, изделия из дерева делались резными и расписными, точеными и инкрустированными. Металл ковали, чеканили, гравировали, чернили, эмалировали. Эмалевые, черневые и сканные изделия русских мастеров были известны и ценились далеко за пределами Руси.Ткани красили, расшивали бисером, жемчугом, золотом и серебром.
Объединение славянских племен, образование ими крупнейшего восточнославянского государства, принятие единой государственной религии (христианства), обусловили бурный рост художественных городских ремесел в конце X века. Обучение столяров, резчиков, золотников и других мастеров происходило, как правило, при монастырях. Так, в 1456 году в Троице- Сергиевской лавре под руководством мастера Амвросия была создана школа резчиков по дереву. Для покрытия нужд великокняжеского двора Василий III организовал в 1511 году Московскую оружейную палату - мастерские, вырабатывавшие различные предметы вооружения и быта. Основными потребителями изделий художественных ремесел явились на Руси в XI —- XVII веках княжеско-боярские дворы и помещичьи усадьбы, а также монастыри и церкви, служившие в то время центрами культурной жизни.
Русский дизайн 17 века (петровская эпоха) XVII век ознаменовался общим подъемом производства на Руси бытовых изделий, расцветом всех видов прикладного искусства. Рынок становится общенациональным, развивается торговля и культурные связи с Западной Европой (Польшей, Германией, Англией, Швецией и другими странами). Происходит обогащение прикладного искусства за счет новых стилевых мотивов и форм, прикладное искусство становится светским. История России конца XVII - первой четверти XVIII века неотделима от имени одного из крупнейших политических деятелей России - Петра I.
В XVII веке формируются новые принципы архитектуры и градостроительства. Постройки Петербурга являются примером комплексного решения интерьеров, представляющих в эстетическом плане единое целое.
Убранство дворцовых помещений и предметы мебели начала XVII века характеризуется сдержанностью и утилитарностью решений. В XVII веке утверждается понимание необходимости художественного решения каждой отдельной вещи с учетом особенностей всей архитектурно-предметной среды. Складываются приемы оформления, характерные для разных типов помещений. Залы, приемные и другие многолюдные помещения решаются обычно очень декоративно, служебные и интимные - значительно более строго.
К середине XVIII века господствующие позиции в русском искусстве занимает так называемый стиль рококо, завершавший тенденции позднего барокко. Парадные интерьеры этого времени, например некоторые помещения Петергофского, Царскосельского и других дворцов, почти сплошь декорируются вычурной резьбой. Общие особенности орнамента рококо таковы: изогнутость линий, обильная и асимметричная компоновка стилизованных или близких к натуре цветов, листьев, раковин, глазков и тому подобное.
Все это полностью воспроизводятся в русской архитектуре и мебели того времени, керамике, одежде, каретах, парадном оружии и так далее.
С 60-х годов XVIII века начинается переход к классицизму с его лаконичными и строгими формами, обращенными к античности и отмеченными большой сдержанностью и изяществом. В планировке, оборудовании и декоре городских особняков и дворцов появляется четкая симметричность, пропорциональная ясность. Стены помещений скрываются зеркалами и панелями из шелкового штофа, декоративных хлопчатобумажных тканей, сукна или грунтованных расписных холстов.
В XIX веке хронологически условно выделяются три основных периода развития искусства: так называемый ампир (первая четверть века, продолжения тенденций классицизма); поздний классицизм (примерно 1830—1860 годы) и эклектизм (после 1860-х годов).
Строгость и монументальность являются характерными особенностями архитектуры и форм различных предметов быта стиля ампир. Обогащаются декоративные мотивы за счет использования декоративной символики Древнего Египта и Рима — грифонов, сфинксов, фасций, военных атрибутов («трофеев»), перевитых гирляндой венков, и др. Формы становятся более монументальными из-за большей обобщенности и геометризованности классических орнаментальных мотивов — оканта, венков, лиры, доспехов и др., которые постепенно удаляются от своих реальных прообразов. Почти полностью исчезает живописная роспись предметов (сценки, пейзажи, букеты). Орнамент стремится к пятну, контурности, напоминает аппликацию.
|