МОСКОВСКАЯ ШКОЛА. Одна из локальных школ древнерусского искусства XIV-XVI веков, возникшая в Московском княжестве и постепенно занявшая доминирующее положение в древнерусском искусстве.
Так как Москва первоначально входила во Владимиро-Суздальские земли, Московская школа сложилась под влиянием художественных традиций Северо-Восточной Руси. Для раннемосковского зодчества характерен широкий размах строительства. В конце XIV - начале XV веков формируется особый тип храма. Пространственное решение московского храма определяется схемой четырехстолпного белокаменного храма с пониженными угловыми ячейками. Он украшен декоративными кокошниками, резными поясами по фасадам (например, Спасский собор Андронникова монастыря, 1420-27).
В связи с созданием вокруг Москвы русского централизованного государства московское зодчество получило новый импульс к развитию. В столицу приглашались иностранные зодчие: А. Фиораванти, М. Фрязин и другие. Именно сочетание местной и идущей извне традиции дало наиболее значительные образцы московской архитектуры конца XV-XVI веков, в числе которых Грановитая палата, Архангельский собор и другие.
Особенности самостоятельной школы ощутимы и в иконописи. В ранней иконописи московской школы прослеживаются две линии. Одна из них связана с влиянием византийской живописи, с работой в Москве греческих мастеров. К ней относится, например, икона "Спас Ярое Око". Другая, сугубо местная, характеризуется особой образностью, созерцательностью. К ней принадлежат иконы "Борис и Глеб" (начало XIV века), "Троица" (середина XIV века).
|