На страницах размещены справочные данные по различным видам искусства: живописи, керамике, графике, декоративно - прикладному искусству; рассмотрены основные направления и термины изобразительного искусства, встречающиеся на страницах сайта.
ЖИВОПИСЬ. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие ее средства - рисунок, фактура красочной поверхности, выразительность мазков художника, композиция произведения.
Условность живописи заключается в ее стремлении создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости, передать объем предметов, перспективу, световоздушную среду и т. п. Живопись сочетает в себе как изобразительную, так и декоративную функцию. Различают станковую и монументальную живопись.
Монументальная живопись служит украшением архитектуры, выступает частью единого ансамбля (стенные росписи, панно, плафоны и т. д.). По технике монументальной живописи выделяют фреску, мозаику, витраж и т. п.
Под станковой живописью понимают произведения, созданные на станке, или мольберте, т. е. собственно картины. Также к живописи относятся иконопись и миниатюра. В станковой живописи используются различные техники: энкаустика (живопись восковыми красками), темпера, масляная живопись и др.
Кроме того, для создания живописных произведений используют и иные техники, более тяготеющие к графике. Это акварель, гуашь, пастель. Основой для живописных произведений служат деревянные и медные доски, начиная с эпохи Возрождения - холст, в наши дни - оргалит, текстолит и т. д. Для небольших работ, чаще подготовительного характера, используют бумагу и картон. Как правило, основу под живопись предварительно покрывают специальным грунтом.
В европейскомискусстве различные техники исторически сменяли друг друга. В средние века господствовала иконопись и живопись темперными красками на деревянной основе. С XV в. получила распространение масляная живопись. До 1860-х гг. применялась последовательная трехслойная работа масляными красками. Сначала - рисунок, потом - подмалевок, в котором обозначалась форма изображения, затем - лессировки, посредством которых картина насыщалась цветом. В этом заключалась так называемая техника старых мастеров. Впоследствии, во многом благодаря французским импрессионистам, этой системы уже не придерживались, все три этапа работы смешались в едином нерасчлененном методе живописи.
Тематический диапазон живописного искусства очень широк. Он нашел отражение в системе жанров (исторический, батальный, бытовой, пейзажный жанры, портрет, натюрморт и др.).
ЭТЮД. (Франц. etude - изучение) - художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры. Представляет собой изучение, отработку художником какого-либо частного изобразительного мотива. Часто этюд представляет собой подготовительный материал для большого серьезного произведения, однако нередко имеет и самостоятельное значение.
ГРУНТ. (От нем. Grund - дно, основа) - в живописи тонкий срединный слой между основой (поверхностью стены, доски, холста, картона и т.д.) и красочным слоем. Предназначен обеспечить прочную связь между ними, а также сообщить живописной поверхности определенную колористическую окраску и фактурные качества.
Грунт состоит из основного компонента (измельченного до порошкообразного состояния мела, гипса, извести, свинцовых или цинковых белил) и связующего вещества (клея, растительных масел, масляных эмульсий).
Грунты подразделяются в зависимости от основного компонента на меловые, гипсовые, известковые; в зависимости от связующего - на клеевые, масляные, эмульсионные. Грунты бывают однослойными и многослойными. Для иконописи, а также росписи и золочения на деревянных изделиях применяется особый, традиционный грунт - левкас, состоящий из порошкообразного мела, размешанного на рыбьем или животном клее.
Грунт в технике углубленной печати (гравюра) - это слой кислотоупорного состава, который наносится на металлическую доску (медную, стальную) перед началом работы и таким образом предохраняет ее закрытые участки от воздействия кислоты.
Сезанн, Поль. Гора св. Виктории. 1885-1887. 67x92 см. Холст, масло. Постимпрессионизм. Франция
Шиле, Эгон. Старая мельница. 1916. 110x140 см. Холст, масло. Экспрессионизм.
Брейгель, Питер. Серия "Месяцы": охотники на снегу (январь). 1565. 117x162 см. Дерево, масло. Возрождение. Нидерланды (Фландрия).