ГРАВЮРА. (Франц. gravure, от graver - вырезать) - оттиск с печатной формы (доски), изготовленной художником-гравером. Обычно выполняется на бумаге, хотя возможны отпечатки и на пергаменте, тканях, бересте.
А также это вид графического искусства, включающий разнообразные способы изготовления печатных форм и получения с них оттисков. В зависимости от того, осуществляется ли печать с рельефа или наоборот, с углубленных мест доски, гравюра делится на высокую (выпуклую) - высокая печать и глубокую (углубленную) - глубокая печать. К высокой печати относятся: гравюра на дереве (ксилография), линогравюра, высокая гравюра на металле, а также автоцинкография (иначе - жиллотаж, гратография, высокий офорт) и гравюра на пластмассе. Гравюры глубокой печати могут выполняться механическим способом - без травления кислотой (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера и меццо-тинто) либо химическим - путем травления (все разновидности офорта: акватинта, лавис, резерваж)..
Гравюра бывает оригинальной, если представляет собой самостоятельное произведение искусства, задуманное и выполненное художником гравером от начала до конца, и репродукционной, если в гравюрной технике воспроизводит живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства и др.). Такая гравюра получила большое распространение в полиграфии - в книгах и журналах второй половины XIX в. до появления фотомеханических способов воспроизведения.
В случае, когда гравюра существует обособленно в качестве самостоятельного произведения искусства, она является станковой. Гравюра другого типа называется книжной и предназначена для воспроизведения в качестве элементов книжного оформления - иллюстраций, заставок, концовок и др.
АКВАТИНТА. (Итал. aquatinta, от лат. aqua - вода, tinta - краска, тон) - разновидность углубленной гравюры на металле.
Технически способ ее создания заключается в следующем: металлическую пластину равномерно покрывают порошком канифоли, асфальта или смесью того и другого, затем нагревают. В результате порошок плавится, образуя так называемый гравюрный грунт с зернистой фактурой, закрепленный на металлической доске. По нему наносят рисунок, после чего доска подвергается многократному травлению кислотой с предварительным выкрыванием кислотоупорным лаком тех ее участков, которые при печати должны оставаться наиболее светлыми. Кислота разъедает металл в промежутках между частицами порошка в местах, не защищенных кислотоупорным лаком. Так возникает печатная форма с рельефной поверхностью разной глубины.
Перед печатью ее очищают бензином и покрывают специальной типографской краской. Отпечатки акватинты напоминают рисунки, выполненные кистью, тушью или акварелью.
ЖИЛЛОТАЖ. Метод изготовления высокой (выпуклой) печатной формы на металле способом травления. Изобретен в 1850-х гг. французским гравером Ф. Жилло (отсюда название).
Первоначально применялся для перевода литографий в высокую печать. С этой целью на отшлифованную медную (позже - цинковую) пластину переносили с помощью специальной переводной бумаги сочный литографский оттиск. После чего проводили сложное ступенчатое травление. Суть его заключалась в том, что после первого неглубокого воздействия кислоты на образовавшийся рельефный рисунок накатывали типографскую краску и присыпали сверху порошком канифоли, следя за тем, чтобы этот грунт не попал на пробельные места. В процессе нагревания пластины расплавленная канифоль сползала с выпуклых участков рисунка, защищая его со всех сторон.
Травление кислотой повторяли 6-9 раз. В результате на металлической доске образовывался рисунок достаточно высокого рельефа. С такой доски осуществляли печать оттисков в типографской машине. Следующей стадией развития жиллотажа было использование этого способа не для перевода литографии в гравюру на металле, а для изготовления авторских клише.
Рисунок мог выполняться на переводной бумаге или непосредственно на цинковой пластине. После чего пластину с нанесенным или перенесенным рисунком травили вышеописанным способом.
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА. Разновидность углубленной гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углем, сангиной, пастелью.
Процесс работы заключается в том, что металлическую доску покрывают кислотоупорным лаком и наносят на нее рисунок с помощью специальных инструментов - рулеток, пучков игл, проволочных щеток и матуара (инструмент с зубчатым шариком на конце). Затем доску подвергают травлению, которое можно производить поэтапно с выкрыванием более светлых мест. В результате на поверхности металлической доски образуются каверны (углубления) различных комбинаций, формы и глубины.
При печати на бумаге определенной фактуры они дадут изображение, создающее полную иллюзию рисунка карандашом или другим рисующим графическим материалом.
Существует и гораздо более редкий способ, когда рисунок наносится на металлическую доску с помощью специальных инструментов без травления. В этом случае карандашная манера является разновидностью резцовой гравюры.
РЕЗЕРВАЖ. (Франц. reservage, от лат. reservare - сберегать, сохранять) - одна из разновидностей углубленной гравюры на металле способом травления. На металлической доске выполняют рисунок пером или кистью специальными чернилами, содержащими сахар и клей, растворенный в воде. Затем рисунок покрывают кислотоупорным лаком, а доску погружают в воду. Вода растворяет сахар и клей в чернилах, рисунок набухает и приподнимает лак. Теперь ватным тампоном можно убрать лак и освободить рисунок. После процесса травления форма готова и можно приступать к печати. Особенность техники резерважа заключается в ее возможности воспроизводить в оттиске рисунок-оригинал.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ОФОРТ, ЛИТОГРАФИЯ, ЛИНОГРАВЮРА.
|