Словарь по изобразительному искусству.
На страницах размещены справочные данные по различным видам искусства: живописи, керамике, графике, декоративно - прикладному искусству; рассмотрены основные направления и термины изобразительного искусства, встречающиеся на страницах сайта.

На главную
On the main

Галерея картин А.Елизарэ
Gallery of pictures
Биография Художника
Biography Of The Artist
Роман А.Елизарэ
Roman artist Elizare
Поэзия А.Елизарэ
Poetry A.Elizare
Контакты с Художником
Contacts

ПОРТРЕТ.


АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРД)
АКАДЕМИЗМ
АКВАРЕЛЬ
АКВАТИНТА
АМПИР
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
АРТ ДЕКО
АРХАИКА
БАРОККО
ВИТРАЖ
ВОЗРОЖДЕНИЕ
ГИПЕРРЕАЛИЗМ
ГЛАЗУРЬ
ГОТИКА
ГРАВЮРА
ГРАФИКА
ГРУНТ
ДИЗАЙН
ЖИВОПИСЬ
ЖИЛЛОТАЖ
ИМПРЕССИОНИЗМ
КАРАНДАШ
КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА
КЕРАМИКА
КЛАССИЦИЗМ
КОМПОЗИЦИЯ
КОНСТРУКТИВИЗМ
КУБИЗМ
ЛИТОГРАФИЯ
МАНЬЕРИЗМ
МИНИАТЮРА
МОДЕРН. МОДЕРНИЗМ
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
НАТЮРМОРТ
НЕОКЛАССИЦИЗМ. НЕОКЛАССИКА
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА
ОЛЕОГРАФИЯ
ОРНАМЕНТ. ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОФОРТ
ПАСТЕЛЬ
ПЕЙЗАЖ
ПЕРЕДВИЖНИКИ
ПОРТРЕТ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПРИМИТИВИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕЗЕРВАЖ
РИСУНОК
РОКОКО
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНТИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
СИМВОЛИЗМ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
ФАЯНС
ШАМОТ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭТЮД

ПОРТРЕТ. (Франц. portrait, от portraire - изображать) - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. В изобразительном искусстве портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит мемориальное начало - увековечивание облика конкретного человека.

Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался исторический портрет, изображающий какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера на основе документального или литературного материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете объективному изображению сопутствует определенное отношение художника к своей модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетические убеждения.

В зависимости от назначения, художественной формы и характера исполнения различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, (мозаики), парадные (или репрезентативные, т. е. торжественно-официальные) и интимные, погрудные и в полный рост, в анфас и в профиль и т. д. В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах, на геммах (резные на камне), портретная миниатюра. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, парные (двойные), групповые. Специфическим типом портрета является автопортрет.

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров - пейзажа, баталии, интерьера и т. д. Портрет может раскрывать высокие духовно-нравственные начала человека, но вместе с тем портрету доступно правдивое, подчас беспощадное выявление отрицательных черт модели; эту задачу решают портретная карикатура, шарж, сатирический портрет.

Зарождение портрета относится к глубокой древности, первые значительные образцы его встречаются в древнеегипетской скульптуре. В Древней Греции в классическую эпоху создаются обобщенные, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, правителей. Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения. Работы этого периода отмечены жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. Высочайшие достижения в портрете этой эпохи связаны с творчеством итальянских и нидерландских живописцев. Их традиции успешно развивали художники последующих периодов и художественных направлений.

В России усиленный интерес к портрету проявляется в XVII в., широкое распространение в этот период получает парсуна. В XVIII в. начинается интенсивное развитие светского портрета, достигшего в конце столетия общеевропейского уровня. Значительный вклад в развитие русской портретной живописи внесли художники-передвижники (1870- 1900-е гг.), расширившие тематические рамки портретного жанра: их моделями становятся представители простого народа, демократической интеллигенции. Их достижения в области психологического портрета успешно развивали мастера XXв.


Ренуар, Пьер-Огюст. Ложа. 1874. 127x92 см.
Холст, масло.

Бронзино, Аньоло. Портрет девушки с книгой. 1545. 58x46 см.
Дерево, темпера.

Кипренский, Орест Адамович. Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814. 71x58 см. Холст.
Романтизм. Россия.



Хостинг от uCoz